Налоговом учетах в случае если

Полезная юридическая информация по теме: "Налоговом учетах в случае если" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Комментарий к Ст. 313 НК РФ

Статья 313 НК РФ посвящена налоговому учету.

Согласно ч. 2 ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

На основе данных налогового учета налогоплательщики налога на прибыль исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода.

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяются доходы и расходы предприятия;

— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируется сумма резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета.

Согласно ч. 3 ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе:

а) самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными

реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета;

б) либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Прибавка к пенсии 3 группа инвалидности

Первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Бухгалтерская ошибка в налоговом учете

Не всякая ошибка в бухгалтерском учете и оплошность в «первичке» послужит поводом для отказа в признании налоговых расходов. Но если ошибка все же затронула налоговый учет и ее приходится править, помните: инспекторы не одобряют корректировку налоговой базы за текущий период.

В реальной хозяйственной жизни даже в безупречном учете случаются ошибки. Часть из них происходит из-за недочетов в первичных бухгалтерских документах, которые влияют непосредственно на бухгалтерский учет и, казалось бы, не должны приводить к доначислениям налогов. Но это не всегда так. За какие ошибки в бухгалтерском учете компания может лишиться части налоговых расходов? Чтобы ответить на этот вопрос, узнаем мнение ФНС.

По мнению налоговиков, существуют только два способа исправить ошибку в налоговом учете: подать уточнен- ную декларацию за период ее совершения, если такой период определяется; скорректировать налоговую базу текущего периода.

Ошибка ошибке рознь

Налоговики не считают сам факт обнаружения недочетов в бухгалтерском учете поводом автоматически «снять» соответствующие расходы в целях налогообложения. Однако они обращают пристальное внимание на обоснованность полученной налоговой выгоды по таким операциям, особенно если ошибка закралась в бухгалтерскую «первичку» (письмо ФНС России от 16 августа 2011 г. № АС-4-3/13346).

Допустим, начисление заработной платы отражено в налоговом учете правильно, а в бухгалтерском – с досадной технической ошибкой (см. пример 1). В этом случае указанный недочет никак не повлияет на базу по налогу на прибыль, ведь налоговый учет ведется на основании аналитических регистров, а не записей на счетах бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ).

Допущенная техническая ошибка на счетах бухгалтерского учета не повлияла на налоговую базу по налогу на прибыль и не повлекла налоговых рисков.

Теперь рассмотрим другой случай. Ошибка в бухгалтерском учете случилась из-за оплошности в первичном учетном документе. Факт ее обнаружения в бухгалтерском учете по-прежнему не имеет значения для налогооблагаемой базы, однако на налоговый у чет может повлиять другое – неверно оформленная «первичка». Дело в том, что расходами в целях налогообложения признаются обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). По мнению налоговиков, некорректное оформление таких документов – неполные, недостоверные и противоречивые сведения в них может послужить основанием для отказа в принятии расходов к учету и признания факта необоснованной налоговой выгоды (письмо ФНС России от 16 августа 2011 г. № АС-4-3/13346, постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, да лее – Постановление № 53).

Справочно

Налоговой выгодой принято считать уменьшение размера налоговой обязанности, в частности, в связи с уменьшением налоговой базы (Постановление № 53). Иными словами, действия налогоплательщика, направленные на получение налоговой выгоды, признаются правомерными и экономически оправданными, если, конечно, они не носят противоправный характер (п. 1 Постановления № 53). Иначе налоговая выгода будет считаться необоснованной.

Судьи не всегда поддерживали инспекторов безоговорочно. Например, арбитры указывали, что неправильное оформление первичного документа исключает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 120 Налогового кодекса за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2009 г. № КА-А40/14432-09). Кроме того, отдельные нарушения в оформлении документов, по мнению судей, свидетельствуют о нарушении правил ведения бухгалтерского учета и не являются безусловным основанием для отказа в применении налоговых вычетов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 ноября 2009 г. № А53-445/2009).

Более поздние по времени постановления Высшего Арбитражного Суда расставляют несколько иные акценты (письмо ФНС России от 24 мая 2011 г. № СА-4-9/8250). Судей прежде всего интересует, доказала ли инспекция нереальность хозяйственных операций компании (постановления Президиума ВАС РФ от 9 марта 2010 г. № 15574/09 и от 20 апреля 2010 г. № 18162/09). Если хозяйственные операции реальны, ошибки в оформлении первичных документов не всегда приводят к отказу в признании расходов в целях налогообложения.

О противоречивости сведений

Вернемся к главному аргументу контролеров: первичные учетные документы могут служить основанием для получения налоговой выгоды, если налоговым органом не доказано, что сведения в них являются неполными, недостоверными или носят противоречивый характер (п. 1 Постановления № 53). Следовательно, если в первичных учетных документах имеются такие недостатки, это может служить доказательством получения необоснованной налоговой выгоды (определение ВАС РФ от 21 октября 2009 г. № ВАС-1255/09). Например, налоговики откажут в признании материальных расходов, если документ на их списание в производство датирован более поздним числом, чем дата реализации продукции, изготовленной из них. Контролеры посчитают такие сведения противоречивыми.

Исправление ошибки в налоговом учете

Ошибку, которая все же затронула налоговый учет, необходимо поправить, то есть пересчитать налоговую базу и при необходимости величину налога.

По мнению налоговиков, существуют только два способа исправить ошибку в налоговом учете:

  • подать уточненную декларацию за период ее совершения, если такой период определяется (абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ);
  • скорректировать налоговую базу текущего периода, если период совершения ошибки установить нельзя, а так же в случаях, когда ошибка не привела к недоплате налога и период ее обнаружения не определяется (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Контролеры продолжают настаивать на этом и после изменений*, внесенных в пункт 1 статьи 54 Налогового кодекса. Их аргументы таковы: поскольку указанные изменения дополнили абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса, кроме того, они содержат слова «также и в тех случаях», то уточнен именно вариант корректировки. Поэтому, если известен период совершения ошибки, налог по-прежнему следует пересчитать за этот период, даже если ошибка не привела к недоплате налога (письмо УФНС России по г. Москве от 26 марта 2010 г. № 16-15/[email protected]).

* Речь идет об дополнениях, внесенных Законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ и действующих с 1 января 2010 года.

Минфин России с такими выводами не согласен (письма от 5 октября 2010 г. № 03-03-06/1/627, от 1 июня 2011 г. № 03-03-06/2/82, от 26 августа 2011 г. № 03-03-06/1/526). Ведомство считает, что в указанной статье Налогового кодекса определены два случая перерасчета налоговой базы за период, в котором выявлены ошибки:

  • в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений),
  • когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Читайте так же:  Расчет пенсии женщине 1965 года рождения

Арбитры это утверждение уже поддержали (постановления ФАС Поволжского округа от 16 июня 2011 г. № А65-6652/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2011 г. № 09АП-16719/2011-АК, решение Арбитражного суда г. Москвы от 4 а вгуста 2011 г. № А40-17758/11-20-81).

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 313 НК РФ

См. Информационное сообщение МНС РФ от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации»

[1]

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

См. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

[2]

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

УЧЕТНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

В результате освоения материала главы 2 студент должен:

  • • порядок учета организаций и физических лиц;
  • • порядок формирования и присвоения ИНН;

• определять обязанности органов власти, учреждений, организаций и должностных лиц в отношении предоставления ими необходимой информации в налоговые органы;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• практическими навыками в области контроля за соблюдением банками и иными кредитными организациями их обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков.

Учет организаций и физических лиц

Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

Физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и иностранных граждан, а также некоторых иных категорий налогоплательщиков определяются Минфином России.

При выполнении соглашений о разделе продукции особенности порядка учета налогоплательщиков устанавливаются исходя из положений гл. 26.4 НК РФ.

Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения такого недвижимого имущества.

При этом необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах нс связывает возникновение обязанности по постановке на учет в налоговом органе организаций и ИП с наличием обстоятельств, устанавливающих возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение, а также ИП по месту его жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся в соответствующих реестрах, а именно: в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

Налоговые органы осуществляют постановку на учет российской организации но месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ осуществляется:

  • • через аккредитованные филиал, представительство на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • • через иные обособленные подразделения на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации.
Читайте так же:  36 лет стажа какая пенсия

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории РФ. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе, они утверждаются Минфином России.

Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н установлен следующий список таких документов:

Приказ Минфина России от 30.09.2010 № 117н.

Приказы ФНС России: от 13.02.2012 № ММВ-7-6/80®; от 27.10.2014 № ММВ- 7-14/554©; от 16.10.2013 № ММВ-7-14/448©.

Письма ФНС России: от 28.11.2014 № СА-4-14/24715; от 26.02.2015 № СА-4- 14/2973©; от 18.02.2011 № ПА-4-6/2688©.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом но месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация должна указать в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.

Постановка на учет организации в качестве ответственного участника КГН осуществляется налоговым органом, которым зарегистрирован договор о создании КГН, в течение пяти дней со дня его регистрации, и в тот же срок организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника КГН.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти рабочих дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища, и в тот же срок организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.

Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом но каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых соответствующими органами. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества признается:

  • • для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  • • воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;
  • • иных транспортных средств — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, но которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство;
  • • иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Вышеуказанные правила применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций, на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.

Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе но месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной или присоединенной организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых соответствующими органами.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой соответствующими органами, либо на основании заявления физического лица.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет соответствующее решение должен принять налоговый орган исходя из информации, представленной налогоплательщиком.

В соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах в обязанность налоговым органам вменяется обеспечение постановки налогоплателыциков на учет (снятие их с учета), а также осуществление учета сведений о налогоплательщиках.

Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с НК РФ.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Бухгалтерский учет регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября2002 г. № 114н.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

– первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

Читайте так же:  С какого года рождения пенсия начисляется

– аналитические регистры налогового учета;

– расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9544 —

| 7542 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок налогообложения расчетов с подотчетными лицами

Налогообложение расчетов с подотчетными лицами — вопрос, требующий внимания к деталям и документам, поступающим как подтверждение к авансовому отчету. Подробнее об этом мы расскажем в данной статье.

Порядок работы с подотчетными лицами

Раздел учета подотчетных лиц на предприятии регламентируется следующими документами:

  • порядком ведения кассовых операций, утвержденный указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У;
  • учетной политикой;
  • внутренними распоряжениями руководителя (приказом о списке лиц, имеющих разрешение на получение средств, утвержденным лимитом командировочных расходов, порядком отчета по полученным средствам).

Подробно о нормативной основе подотчетных сумм читайте здесь.

На какие цели выделяются денежные средства под отчет:

  • Хозяйственные нужды (как правило, это средства в небольших размерах либо утвержденный лимит на определенный период).
  • Командировочные расходы.
  • Представительские расходы.

Каким образом происходит выдача средств под отчет

Работодателем издается распорядительный документ либо работник пишет заявление на имя руководителя. В документах указываются цели получения денежных средств и планируемый период затрат. Бумаги визируются руководителем и только после этого выдаются деньги из кассы либо перечисляются на карту (как правило, для этого открывают корпоративные карты — для оперативного контроля расходов). Примерный текст заявления такой:

«В связи с командировкой в Санкт-Петербург с 10 по 19 сентября прошу выдать аванс в размере 40 000 руб. на оплату гостиницы и суточные».

По возвращении работника из командировки либо по завершении хозяйственных трат в бухгалтерию представляется отчет с приложением оправдательных документов — чеков, актов на услуги, счетов из гостиницы и прочих. Срок представления такого отчета установлен порядком ведения кассовых операций — 3 дня с момента завершения срока, на который выданы подотчетные суммы, или с момента выхода на работу.

Какую максимальную сумму можно выдать под отчет, читайте здесь.

Подотчетные лица в бухгалтерском учете

Нельзя говорить только о налогообложении расчетов с подотчетными лицами, не затронув тему бухгалтерского учета.

В бухучете все взаиморасчеты ведутся на счете 71 в отношении каждого сотрудника. При выдаче денежных средств (после соблюдения всех условий, указанных выше), формируется проводка:

Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса», 51 «Расчетный счет».

После представления авансового отчета появляются такие проводки:

  • Дт 20, 25, 26, 44 (затратные счета) Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — понесенные затраты учтены на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании приложенного авансового отчета и документов;
  • Дт 19 «НДС» Кт 71 — НДС по понесенным затратам выделен и отнесен на отдельный счет учета;
  • Дт 50 «Касса» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — непотраченные средства возвращены в кассу.

Подробнее о бухгалтерском учете выданных под отчет сумм читайте в нашем материале «Особенности авансовых отчетов в бухгалтерском учете».

Налоговый учет расчетов с подотчетными лицами

Как уже отмечалось ранее, цели выдачи денежных средств сотруднику могут быть разные. Рассмотрим налоговые нюансы каждой из них.

Сначала определимся с обложением налогом на прибыль тех расходов, которые могут быть понесены подотчетниками:

  • Во-первых, это расходы на хозяйственные нужды — в данной ситуации работник либо получает определенную сумму ежемесячно на текущие затраты, либо по необходимости «выписывает» себе деньги на покупку материалов. В данном случае при наличии документов затраты принимаются при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полной сумме.
  • Во-вторых, это очень часто встречающиеся представительские расходы. По представительским расходам вопрос несколько другой по сравнению с хозяйственными нуждами. Согласно НК РФ для исчисления налога на прибыль к таким расходам относятся затраты на проведение официальных мероприятий, буфетное обслуживание, услуги переводчика (на время мероприятия) (ст. 264 НК РФ). То есть если по авансовому отчету сотрудника вы увидите расходы, не указанные в «закрытом» списке кодекса (например, посещение театра с потенциальным покупателем), вы не сможете принять их при расчете налога на прибыль.

Что относится к представительским расходам, узнайте здесь.

Самое главное, что нужно помнить при проведении подотчетных средств по представительским расходам: в налоговом учете они могут быть учтены в составе прочих расходов в размере, который не превышает 4% от фонда заработной платы за этот период (ст. 264 НК РФ). Для учета этих расходов в налоговом учете вам потребуются такие документы: приказ о предстоящем мероприятии, смета, отчет о проведении, акт на списание представительских расходов, подтверждение присутствия прочих лиц и т. д.

  • В-третьих, это разные расходы, которые могут возникнуть в командировках. Они тоже признаются в составе прочих при условии документального подтверждения и обоснованности. Но не все. Возьмем, к примеру, расходы на питание сотрудников. Данный вид затрат считается как часть суточных и не может быть принят отдельным расходом в качестве уменьшающего базу по налогу на прибыль.

НДФЛ и страховые взносы в расчетах с подотчетными лицами

Мы рассмотрели расходы подотчетников с точки зрения принятия к налоговому учету. Есть еще момент начисления налога и страховых взносов на доходы самого сотрудника. Разберемся в этом подробнее.

Во-первых, доходом могут стать командировочные расходы.

В соответствии с НК РФ при командировках как внутри нашей страны, так и за ее пределами не подлежат налогообложению суточные:

  • до 700 руб. за каждый день командировки на территории РФ;
  • 2 500 руб. за каждый день нахождения за границей.

В том случае, если внутренними распоряжениями директора вашей компании предусмотрена выплата работникам суточных в сумме большей, чем указанные, разница подлежит обложению НДФЛ и страхвзносами как доход сотрудника.

В полной сумме освобождаются от налога на доходы и страховых взносов (при наличии документов и целевом расходе денежных средств):

  • затраты на проезд (сюда же включаются затраты на проезд до аэропорта или вокзала);
  • багаж;
  • аренда жилья;
  • затраты на связь;
  • получение визы;
  • комиссионные сборы.
Читайте так же:  Жалоба на отказ в назначении пенсии

Здесь особо нужно остановиться на однодневных командировках сотрудников на небольшие расстояния, когда работник с утра уезжает и вечером возвращается к месту проживания. В этом случае компания тоже обязана возместить расходы, понесенные сотрудником в служебной поездке, если это предусмотрено внутренними актами. При этом средства, выплачиваемые сотруднику, не считаются суточными, но связаны с выполнением трудовых функций. Необлагаемый лимит по НДФЛ для них такой же, как для обычных суточных.

Для освобождения этих сумм от взносов потребуется документальное подтверждение расходов.

Во-вторых, под обложение могут попасть денежные средства, не возвращенные в срок.

Главный налоговый риск по НДФЛ при выдаче денег под отчет возникает, когда выданные суммы не возвращаются организации в установленные для этого сроки либо когда расходы, произведенные за счет подотчетных сумм, не подтверждены документально. Тогда, по мнению Минфина РФ и налоговых органов, у физлица возникает доход в денежной форме, который учитывается при исчислении НДФЛ.

Но стоит отметить, что данный вопрос — о возникновении у работника дохода для целей исчисления НДФЛ в рассматриваемой ситуации — является неоднозначным. Ведь при невозврате денежных средств в установленные сроки говорить об экономической выгоде преждевременно. Для нее необходим договор между компанией и физлицом. Без него переквалифицировать остаток по счету 71 в некую выгоду сотрудника (а значит, и в налогооблагаемый доход) проблематично.

Если организация будет настаивать, что в данном случае нет оснований для признания факта получения работником дохода, то не исключено, что вопрос придется решать в судебном порядке.

ВАЖНО! Когда от работника в установленный срок не поступает авансовый отчет с приложенными к нему подтверждающими документами, а также не возвращается полученный денежный аванс, то возникает задолженность перед организацией. В течение месяца с момента наступления события работодатель имеет право принять решение об удержании долга из зарплаты работника. При этом необходимо, чтобы работник знал об этом и не возражал против такой меры. Если работодатель не смог осуществить такое удержание, он имеет право обратиться в суд. Попытка судебного взыскания долга — дополнительный аргумент в пользу того, что дохода для НДФЛ пока еще нет.

Но если руководитель примет решение о прощении и списании долга, то в момент списания вся сумма однозначно станет доходом сотрудника и уже точно возникнет объект для обложения НДФЛ.

Схожий вопрос стоит и по страховым взносам. По мнению контролирующих органов, в случае если невозвращенный долг удержан из заработной платы работника, объекта обложения страховыми взносами не возникает. А вот если долг работнику все-таки прощен, то эта сумма должна быть полностью взносами обложена.

Подробнее о налогообложении командировочных расходов НДФЛ читайте в этой статье.

Пример налогообложения расчетов с подотчетными лицами

Давайте рассмотрим все вышеуказанные нюансы на конкретном примере.

Компания ООО «Ромашка» отправляет сотрудника в командировку за специальными материалами для производства нового вида продукции. В смету командировки также входят посещение ресторана с представителем поставщика для заключения контракта на более выгодных условиях. По заявлению сотруднику выдано 32 000 руб. под отчет на 4 дня. Согласно внутренним актам размер суточных составляет 1 000 руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работник командируется в северные регионы РФ, работодатель обязан обеспечить его теплой спецодеждой. Подробности читайте здесь.

По возвращении сотрудник представил документы по расходам:

  • аренда гостиницы — 4 000 руб. за сутки (счет гостиницы) (без НДС);
  • оплата проезда — 2 000 руб. в каждую сторону (билеты) (НДС не выделен);
  • суточные — 4 000 руб. (1 000 руб. в сутки);
  • чеки из ресторана — 9 600 руб. + полный комплект документов, подтверждающих представительский характер данных расходов.

Товарная накладная на материалы — 160 000 руб. — по условиям договора оплата в течение 15 дней после поступления товара на склад покупателя.

Отразим данный авансовый отчет в учете:

  • Дт 71 «Сотрудник» Кт 50 — 32 000 руб.
  • Дт 26 Кт 71 — 16 000 руб. — проживание в гостинице;
  • Дт 26 Кт 71 — 4 000 руб. — оплата проезда.

Для проведения представительских расходов бухгалтер в конце месяца сделал расчет:

  • Фонд оплаты труда за период «январь — август» составил 600 000 руб. 4% от них — 24 000. До текущего момента представительских расходов не было. Таким образом, вся сумма может быть принята в расходы.
  • Дт 26 «Представительские расходы» К 71 — 9 600 руб. (полностью отражаем в налоговом учете).
  • Дт 26 Кт 71 — 4 000 руб. — приняты к учету суточные.
  • Дт 70 Кт 68.01 — 156 руб. — начислен НДФЛ на разницу между суточными, установленными в организации, и установленными законодательно (4000 – 2800) × 13%.
  • Дт 10 Кт 60 — 160 000 руб. — оприходованы материалы — не оплачены.
  • Дт 71 Кт 50 — 1 600 руб. — перерасход выдан сотруднику 1 600 руб.

Подробнее о НДФЛ с суточных сверх нормы читайте в нашем материале «Как правильно отразить суточные сверх нормы в 6-НДФЛ».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налогообложение расчетов с подотчетными лицами всегда зависит от представленных документов и назначения затрат работника. Если все расходы не превышают установленных законодательством норм, то их можно смело принимать в налоговом учете. В противном случае часть расходов придется исключить из налоговой базы по налогу на прибыль, обложить НДФЛ и страховыми взносами.

Источники


  1. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.

  3. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
Налоговом учетах в случае если
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here