Продление срока камеральной налоговой проверки

Полезная юридическая информация по теме: "Продление срока камеральной налоговой проверки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Теперь срок камеральной проверки по НДС могут продлить

Сотрудники инспекции вправе продлить сроки проведения камеральной налоговой проверки по НДС

Налоговики могут проверять декларацию по НДС три месяца и не сообщать об этом компании. О том, что кодекс допускает налоговикам поступать подобные образом, сообщил Минфин (письмо от 02.10.2018 № 03-02-07/1/70615). Для отчетности по НДС, которую компании подают после 4.09. 2018 года, срок камеральной проверки сократили до 2 месяцев (п. 2 ст. 88 НК). Но налоговая инспекция вправе продлить его еще на месяц, если установит признаки вероятного нарушения законодательства. По окончании проверки налоговая оформит акт(п. 3 ст. 176, ст. 100 НК). Документ подготовят в течение 10 рабочих дней, после чего в пятидневный срок направят его компании (п. 1, 5 ст. 100 НК). В случае, если срок камералки продлен, истпекторы не станетут об этом уведомлять (ст. 88 НК). Однако, у фирмы есть способ узнать, на какой стадии проверки находится декларация. Налоговики обязаны предоставить копию решения о ее проверке (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 12 п. 1 ст. 32 НК). Для этого необходимо отправить в налоговую инспекцию запрос. Уточните, была ли продлена камеральная провер-
ка декларации по НДС, и попросите прислать вам копию решения о продлении.

  • Следующая публикация Проверь себя и контрагента
  • Предыдущая публикация Единый налоговый платеж — что это?

Отказ в смене юридического адреса. Как решить проблему?

Автор: admin · Published 25/02/2018 · Last modified 15/04/2018

Правительство одобрило возможность регистрации организаций без юридического адреса.

Автор: admin · Published 13/02/2018 · Last modified 15/04/2018

Фиксированные взносы ИП 2018 «за себя» Как оплатить?

Автор: admin · Published 05/06/2018 · Last modified 16/11/2018

Повторная камеральная проверка

Повторная камеральная проверка

Похожие публикации

Налоговики вправе провести повторную выездную проверку, если налогоплательщик представил «уточненку», уменьшающую ранее исчисленную сумму налога (ст. 89 НК РФ). А в каких случаях возможно повторное проведение камеральной проверки, и вообще возможно ли, ведь в налоговом законодательстве такое понятие вовсе отсутствует?

Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Можно сказать, что камеральные проверки проводятся с той частотой, с которой в ИФНС подается отчетность самим налогоплательщиком. Через камеральную налоговую проверку проходит абсолютно все декларации и прочие налоговые расчеты, а также документы, которые налогоплательщики представляют в инспекцию. Проверка начинается автоматически после принятия документа налоговым органом, при этом специальных санкций на ее проведение от руководителя ИФНС не требуется (п. ст. 88 НК РФ). Инспекторы проверяют отчетность, не выходя из стен инспекции и не посещая налогоплательщика, а также, не уведомляя его о начале и окончании «камералки».

Каждый поступивший отчет проходит определенные этапы камеральной проверки:

  • вначале отчетность вносится в специальную систему АИС ФНС, после чего следует проверка контрольных соотношений,
  • затем проверяется, не нарушены ли сроки сдачи отчетности,
  • проверка завершается без оформления акта, если с отчетностью все в порядке и замечаний у налоговиков нет,
  • в определенных случаях проводится углубленная «камералка» (при обнаружении ошибок, при заявлении льгот, НДС к возмещению и т.п.), тогда налогоплательщику придется давать пояснения и, возможно представить «уточненку» по налогу.

Повторная камеральная налоговая проверка

Законодательство не предусматривает для налоговиков права проверять одну и ту же отчетность несколько раз. Если такое произошло, то решение ИФНС, принятое по результатам повторной «камералки», признается незаконным (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2008 № А66-594/2008).

Однако, проведение еще одной проверки за один и тот же налоговый или отчетный период не запрещается, если налогоплательщик представил уточненную отчетность. Но в этом случае, производится не повторная, а новая камеральная проверка полученной «уточненки». Налоговики по результатам проверки выносят решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267, письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.02.2011 № 16-15/15881).

Проверка уточненных деклараций проводится в полном объеме, поскольку НК РФ не содержит никаких ограничений в части полноты камеральной проверки «уточненки». Налоговое законодательство не содержит ограничений и в части проверки уточненных отчетов, представленных налогоплательщиком по истечении 3-хлетнего срока. Право на проведение такой «камералки» подтверждает ФНС в своем письме от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979.

Действительно, исходя из положений НК РФ, получаем следующий вывод:

  • налогоплательщик, при обнаружении в поданной ранее декларации (расчете) ошибок, не занижающих сумму налога к уплате, или недостоверных сведений, имеет полное право внести исправления и подать в ИФНС «уточненку» (ст. 81 НК РФ);
  • налоговики не вправе отказать ему в принятии уточненной отчетности (ст. 80 НК РФ);
  • все декларации, подаваемые налогоплательщиком, должны в течение 3 месяцев пройти обязательную камеральную проверку по месту нахождения ИФНС (ст. 88 НК РФ);
  • при этом ограничений на проверяемый объем и период НК РФ не содержит, из чего следует, что «камералка» может проводиться и в отношении уточненной отчетности, полученной налоговиками по истечении трех лет.

Как видим, повторная налоговая проверка одной и той же декларации невозможна, а то, как часто проводятся камеральные налоговые проверки, зависит еще и от того, сколько «уточненки» подает налогоплательщик в инспекцию.

Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?

Камеральная проверка — сроки проведения для этой формы налогового контроля определены законодательством о налогах и сборах. Рассмотрим подробнее, с какого момента начинается данная проверка, сколько длится, когда заканчивается, а также расскажем о других особенностях указанной формы контроля.

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.
Читайте так же:  Как узнать сколько баллов на пенсионном счете

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2016-2017 годах — бланк и образец».

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день).

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь.

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

[2]

Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Подробнее об этом читайте здесь.

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

[3]

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Могут ли налоговики продлить камеральную проверку

ВАЖНО В РАБОТЕ Закон № 294-ФЗ запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018. Изменить срок камеральной проверки нельзя Проведение камеральной проверки входит в служебные обязанности налоговиков в соответствии со ст. 88 НК РФ каждый раз при сдаче декларации или другой отчетности. Для осуществления данной проверки налоговикам не требуется получать распоряжения руководителя инспекции, сообщать проверяемым организациям о начале и конце данной проверки и даже покидать стены своих кабинетов.

Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?

В этот же день налоговый инспектор принял решение о начале камеральной проверки по данной декларации, которая должна будет закончиться в срок до 01.05.2016. Но 01.03.2016 ООО «Турбо» подало уточненную декларацию по данному налогу, в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый инспектор прекратил уже начатую проверку и начал новую – по уточненной декларации, срок окончания которой будет уже 01.06.2016. То есть именно до даты окончания камеральной проверки налоговики имеют право запросить объяснения, уточнения по представленной декларации.
Если прошло три месяца с момента сдачи налоговой отчетности, а налоговый инспектор не направил в адрес ООО «Турбо» никакого запроса, то данная декларация прошла камеральную налоговую проверку. ВАЖНО В РАБОТЕ Налоговики не могут ни продлить, ни приостановить «камералку».

Читайте так же:  Пенсия жене военнослужащего после его смерти

Сроки проведения камеральной налоговой проверки + нарушение и продление срока

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

    Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз.

Камеральная проверка отчетности

Сроки проведения Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Это следует из совокупности положений пункта 2 статьи 88 и пунктов 2, 5 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Поскольку проверка не может начаться, пока отчетность не поступила в инспекцию, в данном случае днем представления отчетности считается день, когда соответствующие документы были инспекцией получены (п. 2 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала. Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки 5 марта 2015 года инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу за 2014 год.

Наши публикации

Таким образом, если налоговый орган нарушает срок проведения камеральной проверки и выносит по ее итогам решение позже установленных сроков, все остальные сроки (для выставления требования, внесудебного и судебного взыскания) не продлеваются, а исчисляются в общем порядке, как если бы камеральная проверка была окончена точно в срок. Такой вывод сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 17.03.2003 г. № 71. Наконец, еще одно последствие нарушения налоговым органом срока проведения камеральной проверки наступает в случае, когда налогоплательщиком поданы уточненная налоговая декларация к уменьшению налоговых обязательств и заявление о возврате излишне уплаченного налога.

В этом случае налоговый орган обязан возвратить налог в течение одного месяца с момента истечения срока камеральной проверки (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98, ст.

Камеральные проверки

Камеральная налоговая проверка – это проверка правильности заполнения налоговой декларации (расчета). Она проводится налоговым инспектором по месту нахождения налогового органа, без выезда в офис налогоплательщика. Этим и обусловлены ограниченные, по сравнению с проведением выездной проверки, полномочия налогового органа, а также более сжатые сроки проведения проверки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В такой редакции данная норма закона действует с 01 января 2009 г. До этой даты вопрос, с какого момента начинать исчислять три месяца, был спорным.

Могут ли налоговики продлить срок камеральной проверки или приостановить ее

Для того, чтобы определить насколько правомерно решение налоговых органов по камеральной проверке в отношении проверяемой организации, в первую очередь нужно определить какие законодательством установлены сроки проведения камеральной налоговой проверки. Сроки проведения камеральной налоговой проверки Сроки проведения камеральной налоговой проверки ограничены тремя месяцами. При этом началом проверки считается день, который следует за датой представления отчета в ИФНС.

Могут ли налоговики продлить срок камеральной проверки

Камеральная проверка при подаче «уточненки» Рассмотрим как определить срок камеральной проверки если организация в ходе проверки декларации подала по ней же уточненную декларацию. Правило трехмесячной проверки действует как для первичной, так и для уточненной отчетности. При подачи уточненной декларации, налоговая останавливает камеральную проверку по первичной и приступает к проверке «уточненки».

Соответственно, с подачей уточненной декларации срок проверки первичной заканчивается в этот же день. А следующий день является датой начала новой проверки. Конечно, данное правило не работает, если к тому времени, как организация подала уточненную декларацию, налоговая уже проверила первичную и составила соответствующий акт.
В этом случае сначала буде вынесено решение по первой отчетности, а затем по «уточненке». Например, компания сдала отчет в налоговую 3 апреля 2017 года.

Могут ли налоговики продлить камеральную проверку

В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ). Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте здесь. Возможно ли увеличение срока камеральной проверки Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).
При подаче декларации по НДС на возмещение налога, налоговики обязаны сообщать о любом результате камералки. Для этого в семидневный срок ИФНС направляет в организацию уведомление о результате проверки. Когда по результатам проверки налоговая выявляет нарушения, она обязана уведомить об этом компанию и составить соответствующий акт.

Сделать это ИФНС обязана не позднее 10 рабочих дней с даты окончания проверки. Кроме акта, в некоторых случаях налоговая должна приложить к нему доказательства нарушения (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде). Если организация с вынесенным налоговыми органами решением не согласна, она вправе написать в инспекцию возражение, либо обжаловать решение налоговой в УФНС или суде.

Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 1 апреля по 30 июня 2015 года. Ситуация: с какого момента отсчитывается срок проведения камеральной налоговой проверки? Организация подала декларацию (расчет) досрочно Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Исключений из этого правила не предусмотрено. Следовательно, если организация подает налоговую декларацию (расчет) досрочно, то срок камеральной проверки нужно отсчитывать со дня, следующего за днем ее (его) фактического поступления в инспекцию. Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Сколько длится камеральная проверка налоговой декларации по налоговому вычету

Налоговые декларации представляются в обязательном порядке юрлицами и ИП. Граждане сдают декларацию по ф. 3-НДФЛ для получения налоговых вычетов по этому налогу, например по расходам на лечение (об этом вычете рассказывается в нашем материале по ссылке: (Возврат налога за платные медицинские услуги). В большинстве случаев декларации подвергаются камеральной проверке (ст. 88 Налогового кодекса). Как правило, в ходе нее выявляются очевидные ошибки в расчетах, а также несоответствия в документах, которыми удостоверяются расходы, и др.

Читайте так же:  Налоговая на баранова режим работы

В письме Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949 указано, что право физлица на получение налогового вычета по НДФЛ подтверждается в ходе камеральной проверки декларации по НДФЛ.

Сколько длится камеральная налоговая проверка, можно узнать из ст. 88 НК РФ. В ней содержится норма о сроке проведения камеральной налоговой проверки, ограниченном 3 месяцами с даты поступления декларации. Рассмотрим порядок исчисления срока камеральной проверки налоговой декларации, а также обстоятельства, которые влияют на фактическую продолжительность контрольных мероприятий.

Каков момент начала срока проведения камеральной проверки

В законодательстве не установлен порядок определения даты начала и даты завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. В акте, издаваемом только при обнаружении отклонений, указывается дата ее начала (п. 3 ст. 100 НК РФ). Она может быть позднее даты поступления документов, поскольку такая проверка осуществляется сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, без отдельного решения о ее назначении. О ее начале проверяемое лицо не уведомляется.

Начало течения отведенного ст. 88 НК РФ периода, в рамках которого должны быть выполнены все необходимые проверочные действия, отсчитывается с момента фактического поступления декларации в налоговый орган одним из установленных способов:

  • по телекоммуникационным каналам связи;
  • путем сдачи уполномоченному лицу;
  • путем направления по почте.

В п. 2 письма ФНС РФ от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что проверка не может быть начата ранее даты поступления декларации в налоговый орган, поэтому отсчет этого периода не может начаться с даты отправки документов посредством почтовой связи.

Приостанавливается и прерывается ли камеральная проверка при направлении требований и представлении уточненной декларации

В случаях, указанных в НК РФ, для уточнения информации проверяемому лицу могут быть направлены запросы (п. 7 ст. 88 НК РФ):

  • об истребовании дополнительных документов для подтверждения права на вычет (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ);
  • с предложением в 5-дневный срок сделать уточнения при выявлении ошибок или противоречий (пп. 3, 4 ст. 88 НК РФ, см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Время ожидания ответа не влияет на общую продолжительность проверочного периода, составляющего 3 месяца. Однако при сдаче уточненной декларации начинается новая проверка. При этом у проверяющих есть возможность использовать данные, полученные при ревизии первоначальной редакции документа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Сколько составляет продолжительность камеральной налоговой проверки

По общему правилу, каков срок проведения камеральной налоговой проверки, определяется наступлением наиболее раннего из следующих обстоятельств:

  • истечением 3-месячного срока с поступления первоначальной или уточненной декларации;
  • фактическим завершением в соответствии с датой, проставленной в акте налоговой проверки.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 14883/10 указано, что проверка должна быть завершена в пределах установленного 3-месячного срока.

Важно! С 03.09.2018 при проверке деклараций по НДС срок проверки составляет 2 месяца, который может быть продлен до 3-х месяцев при выявлении нарушений (см. п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

При отсутствии нарушений она завершается без составления итогового документа, о ее результате проверяемому лицу не сообщается. Акт подлежит составлению только при обнаружении факта налогового нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). На это отводится 10 дней после окончания проверки.

В целях изыскания дополнительных доказательств обнаруженного налогового нарушения руководитель налогового органа или его заместитель может назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, включая истребование документов (п. 6 ст. 101 НК РФ). Принятие подобных решений не означает продления срока проверки (постановление 15-го ААС от 02.02.2015 № 15АП-23495/14). Однако на этот срок откладывается принятие решения по ее результатам, которое выносится после выполнения дополнительных мероприятий и таких действий, как направление акта налогоплательщику, представление им возражений.

Есть ли последствия нарушения срока проведения проверки

Вопрос о том, возможна ли отмена решения на основании превышения установленной продолжительности проверочных мероприятий, был разрешен так: 3-месячный срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и его окончание не может воспрепятствовать выявлению налогового нарушения (п. 9 Обзора практики разрешения…, утв. инф. письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Завершение проверки не фиксируется определенным образом, справка по итогам проверки не составляется. Даты ее начала и окончания указываются в акте. Таким образом, в случае обнаружения нарушений к 3 месяцам прибавляется 10 дней для составления акта и 5 дней для его вручения.

Нарушение этих сроков не влечет отмену решения, принятого по итогам проверочных мероприятий, поскольку 3-месячный срок не указан в ст. 88 НК РФ как пресекательный, последствия его пропуска в НК РФ отсутствуют (постановление АС ПО от 23.06.2016 по делу № А06-9110/2015).

Итак, камеральная проверка должна быть завершена через 3 месяца после поступления декларации в налоговый орган. Этот срок продлению не подлежит. Однако при обнаружении нарушений может быть дан месячный срок на проведение дополнительных контрольных мероприятий. Ко всем этим срокам прибавляется 10-дневный срок для составления акта и 5-дневный для направления документов проверяемому лицу. Для проверки деклараций по НДС данный срок с 03.09.2018 составляет – 2 месяца и может быть продлен до 3-х при выявлении нарушений.

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Проверки: что надо знать про «камералку»

С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

Какие документы могут потребовать

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Читайте так же:  Заявление о выплате накопительной пенсии образец

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/[email protected]). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Налоговый орган не должен уведомлять о продлении сроков камеральной проверки декларации по НДС

racorn / Depositphotos.com

В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговый орган не обязан уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 октября 2018 г. № 03-02-07/1/70615. Напомним, что срок камеральной проверки деклараций по НДС, поданных в инспекцию начиная с 4 сентября, составляет два месяца (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). При этом если до окончания срока проверки налоговый орган установит нарушение положений Налогового кодекса, то срок проверки может быть продлен до трех месяцев. Данные нормы содержатся в п. 2 ст. 88 НК РФ, который не предусматривает при этом необходимость уведомления проверяемого лица о таком продлении.

Читайте так же:  Калькулятор расчета денежной субсидии военнослужащим

Кроме того, финансисты отметили, что по общему правилу в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам камеральной проверки проверяющие должны составить акт камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 176 НК РФ).

Вправе ли налоговый орган провести камеральную проверку декларции по НДС в более короткий срок? Узнайте из материала «Сроки проведения камеральной налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что он составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания указанной проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). При этом вручить акт проверяемому лицу налоговики обязаны в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 5 ст. 100 НК РФ).

О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 13 июля 2016 г. N АС-4-7/[email protected]

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу правомерности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, сообщает следующее.

Статьями 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 130-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 101 Кодекса, в соответствии с которыми акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса, безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

1)обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2)обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение налоговыми органами норм, закрепленных Кодексом, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов. Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано объективными причинами.

Таким образом, налоговый орган вправе принять без рассмотрения материалов налоговой проверки решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в последний день 10-дневного срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, и далее принять после рассмотрения материалов налоговой проверки решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В отношении возможности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, необходимо отметить следующее.

Федеральным законом N 130-ФЗ пункт 1 статьи 101 Кодекса дополнен абзацем вторым, согласно которому в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1указанной статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи.

Также указанным законом статья 101 Кодекса дополнена пунктом 6.1 статьи 101 Кодекса, в которой предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

[1]

Таким образом, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассматриваются и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Следовательно, норма последнего предложения абзаца первого пункта 1 статьи 101 Кодекса распространяется на абзац второй пункта 1 статьи 101 Кодекса.

Вместе с тем, в абзаце первом пункта 1 статьи 101 Кодекса установлена возможность продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения на срок не более чем один месяц применительно ко всей процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки в совокупности.

В этой связи, принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля возможно в том случае, если общий срок продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) не будет превышать один месяц.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н. АНДРЮЩЕНКО

Источники


  1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  2. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  3. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
  4. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Продление срока камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here