Решение о зачете излишне уплаченного налога

Полезная юридическая информация по теме: "Решение о зачете излишне уплаченного налога" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Зачет излишне уплаченных сумм

Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов

В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому, или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафа определен ст. 78 и 79 НК РФ.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов, в также пеней по этим налогам, производится в рамках соответствующих налогов, а не в рамках бюджетов (федерального, бюджета субъектов РФ (регионального) и местного), т.е. переплаты федеральных налогов засчитываются в счет федеральных, региональные – в счет региональных, а местные – в счет местных. Разграничение налогов установлено в статьях 13, 14, 15 НК РФ, согласно которым к региональным (РН) и местным (МН) налогам относятся:

Налог на имущество организаций (РН)

Налог на игорный бизнес (РН)

Транспортный налог (РН)

Земельный налог (МН)

Налог на имущество физических лиц (МН)

Все прочие налоги и сборы относятся к федеральным налогам, в том числе и налоги, уплачиваемые при применении специальных налоговых режимов.

Таким образом, например, любая переплата по налогу на прибыль может быть зачтена в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц, т.к. оба этих налога относятся к федеральным налогам, хотя налог на прибыль по соответствующим ставкам зачисляется в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ (письмо Минфина РФ от 02.10.2008 N 03-02-07/1-387).

Такой порядок зачета был введен в действие с 1 января 2008 г. (Федеральный закон от 27.07.06 № 137-ФЗ).

В общем случае зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производятся налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Но из этого правила есть исключения, о котором будет сказано ниже. Кроме того, необходимо отметить, что порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога действует и для зачета излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяется как на налоговых агентов, так и на плательщиков сборов.

Налоговым Кодексом предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и ее сумме в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Форма извещения приведена в приложении 6 к Приказу от 25 декабря 2008 г. N ММ-3-1/[email protected] ФНС России «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам».

Переплата налога может быть обнаружена самим налогоплательщиком и налоговый орган обязан по предложению налогоплательщика произвести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты сверки оформляются актом Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/[email protected]

Зачет суммы излишне уплаченного налога может быть произведен в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам или в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням или штрафам, подлежащим уплате и взысканию.

Причем зачет в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, тогда как зачет в счет погашения недоимки принимается налоговым органом самостоятельно. Но налогоплательщику не возбраняется предоставить письменное заявление о зачете переплаты по налогу в счет погашения недоимки.

Решение налогового органа о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Кроме того, решение о зачете излишне уплаченного налога в счет недоимки может быть произведен налоговым органом в течение 10 дней со дня вступления в силу решения суда.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В случае пропуска срока подачи заявления о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанной суммы (письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2008 г. N 03-02-07/1-37, от 26 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-478

) . (ссылка)

Возврат суммы излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика должен быть произведен в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Аналогично порядку принятия решения о зачете излишне уплаченного налога, решение о возврате суммы принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов.

В течение пяти дней со дня принятия решения налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении: о возврате или в отказе возврата. Решение должно быть передано под расписку руководителю организации лично или иным способом, на основании которого можно подтвердить факт и дату получения решения.

Если после выполнения всех вышеперечисленных действий возврат излишне уплаченного налога будет осуществлен позднее одного месяца со дня получения налоговым органом заявления налогоплательщика о возврате, то за каждый календарный день нарушения срока возврата налоговый орган обязан начислить проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение срока нарушения.

В отличии от суммы излишне уплаченного налога сумма излишне взысканного налога (авансового платежа, сборов, пеней и штрафов подлежит только возврату. Зачет таких сумм возможен только при наличии недоимки по иным налогам или задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию. Зачет излишне взысканного налога в счет будущих платежей Налоговым Кодексом не предусмотрен.

Излишне взысканный налог может возникнуть в результате доначисления этого налога в результате налоговой проверки и добровольной уплаты налогоплательщиком на основании решения налогового органа до получения требования об уплате. Кроме того, налогоплательщик может уплатить налог на основании требования налогового органа об уплате, но, в дальнейшем, на основании решения вышестоящего налогового органа или решения суда, решение о доначислении налога налоговым органом, непосредственно проводившим налоговую проверку, будет признано неправомерным.

В любом из перечисленных выше случае налоговый орган обязан возвратить излишне взысканный налог и уплатить проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата налога.

Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта руководителю организацию под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения сообщения.

Читайте так же:  Продлят пенсионный возраст в россии

Налогоплательщик может самостоятельно подать заявление о возврате излишне взысканного налога в течение одного месяца со дня обнаружения факта излишнего взыскания или вступления в силу решения суда. Если этот срок пропущен, взыскать переплату можно только в судебном порядке, обратившись с исковым заявлением в суд в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога

Решение о возврате должно быть принять налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика.

Дальнейшие действия налогового органа по возврату аналогичны действиям по возврату излишне уплаченного налога, за исключением периода, за который начисляются проценты, о чем было сказано выше.

Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога по заявлению налогоплательщика

Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога, страховых взносов (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика

По желанию налогоплательщика сумма излишне уплаченного налога, страховых взносов (пеней, штрафов) может быть (п. 1 ст. 78 НК РФ):

— в счет его предстоящих платежей;

— в погашение имеющейся недоимки, задолженности по пеням, штрафам;

2) возвращена ему.

Переплата сумм налога, возникшая у налогоплательщика — физического лица в результате действий налогового агента, — с учетом приоритета действия специальных норм над общими — подлежит возврату в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 231 НК РФ (определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 262-О).

Для этого налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета заявление в письменном виде либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете (возврате) подается по формам, утвержденным приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-8/[email protected]):

— форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) — приложение N 8 к приказу N ММВ-7-8/[email protected];

— форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) — приложение N 9 к приказу N ММВ-7-8/[email protected]

На основании заявления налоговый орган принимает решение:

— о зачете или возврате переплаченной суммы;

— об отказе в осуществлении зачета (возврата) (п. 4, п. 6, п. 8 ст. 78 НК РФ, письмо ФНС России от 14.11.2011 N ЗН-3-12/[email protected]).

Формы решения о зачете, решения о возврате, а также сообщения о принятом налоговым органом решении о зачете (возврате) утверждены тем же Приказом N ММВ-7-8/[email protected]

Перед принятием решения о зачете (возврате) налоговый орган проверяет соблюдение обязательных условий, в числе которых:

— постановка налогоплательщика на учет в этом налоговом органе (п. 2 ст. 78 НК РФ);

— отсутствие недоимки (задолженности) по иным налогам (пеням, штрафам) соответствующего вида (п. 6 ст. 78 НК РФ);

— иные, приведенные в п. 1.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (далее — Методические указания), утв. Приказом N ММ-3-1/[email protected]

О принятом решении налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней*(1) со дня вынесения соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ, п.п. 3.2.4 Методических рекомендаций). Форма сообщения утверждена приложением 4 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]

С 1 июля 2015 года обязанность сообщать налогоплательщику о зачете (возврате) налога только в письменной форме, исключена. По сути внесенные изменения приведены в соответствие с положениями абзаца 2 п. 9 ст. 78 НК РФ, согласно которым сообщение может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Под иным способом подразумевается, конечно же, не только направление сообщения путем почтового отправления, но также и по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Соответственно, в последних двух случаях сообщение может быть отправлено только в электронной форме. Соответствующие изменения внесены в п. 9 ст. 78 НК РФ Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ.

Если в процессе обработки представленного заявления налоговый орган выявит расхождения по заявленной к зачету (возврату) сумме с данными учета налоговых органов, то в этом случае копия представленного заявления будет возвращена налогоплательщику без исполнения (п. 3.2.2 Методических рекомендаций).

До 16.09.2016 вместе с копией заявления налогоплательщику направлялось сальдо расчетов с бюджетом, а также предлагалось провести совместную сверку расчетов. С указанной даты налогоплательщик будет получать только копию заявления без исполнения. Соответствующие изменения в Методические рекомендации были внесены приказом ФНС России от 16.09.2016 N ММВ-7-8/[email protected] Чтобы выяснить причину отказа и осуществить зачет (возврат) налога, организации или ИП необходимо самим инциировать сверку расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Процедура зачета (возврата) может быть завершена только после урегулирования разногласий по суммам переплаты.

Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в течение 3 лет со дня ее уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Отказ налогового органа в зачете (возврате) может быть обжалован в порядке, установленном гл.гл. 19-20 НК РФ.

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) по поручению, оформленному налоговым органом на основании принятого решения (и в сроки, не превышающие срок принятия этого решения). О дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств ТОФК обязательно уведомляет налоговый орган (п. п. 8, 11 ст. 78 НК РФ).

При соблюдении установленных сроков возврат суммы излишне уплаченных налогов, страховых взносов производится без начисления процентов на эту сумму. В ином случае на сумму не возвращенной в срок переплаты начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п.п. 2, 10 ст. 78 НК РФ).

Причем проценты могут быть возвращены и отдельно от основной суммы переплаты, если по каким-то причинам они уплачены не в полном объеме. Решение о перечислении оставшейся суммы процентов принимается налоговым органом в течение 3 дней со дня получения уведомления ТОФК об исполнении поручения налогового органа (п. 12 ст. 78 НК РФ).

*(1) Исходя из п. 6 ст. 6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Поэтому сроки, установленные ст. 78 НК РФ для принятия решения налоговым органом о зачете и сообщения о нем налогоплательщикам, исчисляются именно в рабочих днях.

Зачет и возврат налоговой переплаты

У вас возникла переплата по налогу (взносам), штрафам или пеням? Чтобы распорядиться этой суммой, можно подать в налоговую инспекцию заявление о зачете или заявление о возврате. Мы попросили специалиста ФНС Григоренко Екатерину Сергеевну ответить на вопросы, связанные с заполнением этих бланков, и прояснить некоторые процедурные моменты зачета и возврата переплаты.

Читайте так же:  Срок давности по земельному налогу

— Екатерина Сергеевна, многие читатели интересуются, почему в ИФНС им обещают проведение зачета переплаты не ранее чем через месяц, если НК РФ отводит на рассмотрение заявления 10 дней с даты его подачи?

— Видите ли, срок на принятие решения о зачете и срок проведения зачета — это разные понятия. Действительно, по общему правилу решение налогового органа по заявлению о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается в течение 10 рабочих дней. Но этот срок может отсчитываться как со дня получения заявления налогоплательщика, так и со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. То есть срок всего процесса проведения зачета может складываться не только из срока, отведенного на принятие решения налоговым органом.

Что касается сроков проведения сверки, то нужно учитывать следующее. Если расхождений между данными налогоплательщика и данными ИФНС нет, срок проведения, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 10 рабочих дней.

А в случае выявления расхождений этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней. Таким образом, с учетом проведения сверки срок всего процесса проведения зачета как раз и составляет около месяца.

— У организации есть переплата по налогу на прибыль и долги по страховым взносам. Зачесть переплату в счет их погашения организация не может. Будет ли недоимка по взносам помехой для возврата налоговой переплаты?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Действительно, организация не сможет провести такой зачет. А вот вернуть переплату по налогу на прибыль, подав заявление, можно. Факт наличия задолженности по страховым взносам на возврат налога никак не повлияет. В НК РФ установлено только одно ограничение. Вернуть излишне уплаченный налог при наличии недоимки по другим налогам того же вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам можно только после зачет налоговой переплаты в счет погашения недоимки (задолженности).

— По НДС у организации числится недоимка как у налогоплательщика и переплата как у налогового агента (по ошибке перечислено больше, чем удержано). Организация хочет произвести зачет переплаты в счет недоимки. Возможен ли такой зачет?

[3]

— Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Правила зачета сумм излишне уплаченных налогов, установленные в ст. 78 НК РФ, распространяются и на налоговых агентов. Прямого запрета на проведение зачета между суммами НДС, подлежащими уплате налогоплательщиком и налоговым агентом, в законодательстве нет.

Каких-либо разъяснений о возможности такого зачета ФНС не выпускала. Но можно провести аналогию с другим агентским налогом — НДФЛ. Так, ФНС в Письме от 06.02.2017 № ГД-4-8/[email protected] разъясняла, что перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ. И в отношении этой ошибочно перечисленной суммы может быть подано заявление о зачете.

Таким образом, в ситуации, когда налоговый агент по ошибке перечислил НДС в большей сумме, чем удержал, можно сказать, что излишне уплаченная сумма — это собственные средства налогоплательщика. Поэтому полагаю, что проведение такого зачета возможно.

Этот подход поддерживается и судами. Да, НК РФ разграничивает обязанности налогоплательщика по уплате НДС и обязанности налогового агента по удержанию и уплате НДС. Но это не означает невозможности зачета излишне уплаченных сумм НДС для налогоплательщика и для налогового агента.

— А как организации оформить заявление о зачете переплаты по агентскому НДС в счет недоимки, числящейся по НДС как у налогоплательщика? В форме заявления предусмотрено указание КБК излишне уплаченного налога и КБК налога, по которому числится недоимка, но в этом случае КБК будет один и тот же — 182 103 01000 01 1000 110.

— Одно и то же юридическое лицо, в зависимости от возлагаемых на него обязанностей, может одновременно являться как налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При этом плательщику открываются несколько карточек в информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» (карточек РСБ) с указанием соответствующего значения статуса плательщика и КБК, относящегося к конкретному налогу, сбору.

НДС, уплачиваемый организацией в качестве налогоплательщика, и НДС, перечисляемый налоговым агентом, поступают на один и тот же КБК. И именно его необходимо будет указать в заявлении о зачете. Других особенностей при заполнении заявления на зачет нет.

— То есть, даже если в заявлении о зачете не будет указан статус плательщика НДС, налоговая инспекция поймет, что организация хочет зачесть переплату по агентскому НДС в счет недоимки по «собственному» НДС?

— Указание таких сведений, как статус плательщика НДС (налоговый агент или налогоплательщик), в заявлении о зачете не предусмотрено. Следовательно, налоговый орган при принятии решения должен исходить из имеющейся у него информации о переплате по агентскому налогу в счет недоимки по НДС. При этом остальные реквизиты должны быть указаны корректным образом.

— Екатерина Сергеевна, зачет возможен и в противоположной ситуации? Переплату по «собственному» НДС организация может направить в счет будущих платежей по агентскому НДС, уплачиваемому, скажем, в связи с арендой госимущества или в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента?

— По поводу возможности такого зачета сложились две противоположные позиции. Первая не допускает проведение зачета. Поскольку НК РФ не предусматривает для налогоплательщика возможность возмещения НДС путем зачета в счет уплаты сумм налога, перечисляемых за другое юридическое лицо в качестве агента. А для агента — возможность исполнения обязанности по перечислению удержанного налога путем зачета.

Но есть и вторая позиция, находившая поддержку в судах. Она основана на том, что НК РФ рассматривает НДС как налог, пополняемый различными способами: уплатой плательщиком и удержанием через налогового агента. При этом отсутствует прямая норма, запрещающая зачет между видами налоговых поступлений. НДС, перечисляемый налогоплательщиком, и НДС налогового агента — один и тот же федеральный налог. Следовательно, отказ инспекции в проведении зачета налога неправомерен.

Таким образом, если налоговый орган откажет в зачете переплаты НДС в счет агентского НДС (в связи с арендой госимущества либо в связи с приобретением работ (услуг) у иностранного контрагента), организация, вероятно, сможет оспорить такой отказ в суде.

— Сумма излишне уплаченного налога может быть, в частности, зачтена в счет погашения задолженности по штрафам за налоговые правонарушения. При этом в п. 1 ст. 78 НК РФ в отношении штрафов оговорки о наличии переплаты по налогу именно соответствующего вида нет. Может ли организация направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество?

— Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборам, а также пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Проводя аналогию с пенями, налоговый орган использует такое же правило и при зачете штрафов, относящихся к конкретным налогам. Хотя это и не следует из буквального прочтения п. 1 ст. 78 НК РФ.

Читайте так же:  Налог на автомобили на газу

Таким образом, организация не сможет направить переплату по налогу на прибыль в счет погашения штрафа по ст. 122 НК РФ по налогу на имущество. Ведь налог на прибыль является федеральным, а налог на имущество — региональным. Но например, штраф по ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль или любому другому федеральному налогу может быть погашен за счет переплаты налога на прибыль.

— Можно ли направить переплату по налогу (скажем, по НДС) в счет уплаты штрафа, зачисляемого на отдельный КБК 182 1 16 03010 01 6000 140, например начисленного по ст. 126 НК РФ за непредставление документов в ИФНС?

— НК РФ допускает возможность зачета излишне уплаченного налога в счет погашения штрафа (вне зависимости от конкретного вида налогового правонарушения). Однако на практике проведение зачета переплаты по налогу возможно только в счет погашения тех штрафов, которые можно соотнести с конкретными видами налогов (федеральным, региональным, местным). Причем, как отмечалось выше, с соблюдением правила о соответствии вида налога.

Таким образом, в проведении зачета переплаты по НДС в счет уплаты штрафа по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, скорее всего, будет отказано.

— В заявлении о зачете излишне уплаченного налога есть поле «Налоговый (расчетный) период (код)», где нужно указывать период возникновения переплаты.

Екатерина Сергеевна, наших читателей интересует, как заполнять это поле, если переплата возникла нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов. Можно ли здесь указать период возникновения первой или последней излишне уплаченной суммы либо вообще оставить это поле пустым?

— Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в пределах 3 лет со дня уплаты. Из заявления о зачете должно быть понятно, какую именно переплату налогоплательщик хочет направить на погашение имеющейся задолженности или в счет уплаты предстоящих платежей. С этой целью в заявлении как раз и указывают налоговый (расчетный) период возникновения переплаты наряду с суммой и КБК излишне уплаченного налога.

Формой заявления о зачете не предусмотрена возможность зачета общей суммы переплаты, образовавшейся нарастающим итогом. И оставление поля «Налоговый (расчетный) период (код)» пустым также не допускается. Очевидно, что нельзя указать период перечисления лишь первой или последней излишне уплаченной суммы, ведь при зачете учитываться будет не только эта сумма.

Поэтому в случае, когда налогоплательщик хочет зачесть сумму переплаты, образовавшейся нарастающим итогом по окончании нескольких налоговых периодов, ему необходимо подавать несколько заявлений на конкретные суммы и за конкретные периоды. В ином случае проведение зачета будет невозможно.

— А если налогоплательщик захочет вернуть переплату, накопившуюся за несколько налоговых периодов, то ему тоже нужно будет подать несколько заявлений о возврате?

— Да, все верно. Подход будет аналогичный. Оформлять отдельное заявление нужно будет в отношении каждого периода, по итогам которого излишне уплаченную сумму налогоплательщик хочет вернуть.

— Екатерина Сергеевна, допустим, упрощенец в 2018 г. сначала по ошибке перечислил в большей сумме авансовый платеж за I квартал, а потом переплатил еще и аванс за полугодие. В таком случае для возврата переплаты можно оформить одно заявление, указав в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» КВ.02.2018? Ведь авансовые платежи по УСН считаются нарастающим итогом.

— Нет, так поступить нельзя. Установленные правила применяются не только в отношении зачета или возврата переплаченных налогов, но и по излишне уплаченным авансовым платежам. Поэтому, если переплата образовалась из-за излишнего перечисления авансовых платежей по нескольким расчетным периодам в течение 1 года, для ее зачета (возврата) также необходимо подавать несколько заявлений, правильно указывая период возникновения переплаты.

— Если оставлять пустым поле «Налоговый (расчетный) период (код)» нельзя, то как его заполнить в заявлении на возврат излишне уплаченной суммы штрафа, начисленного по ст. 126 НК РФ? С каким-либо налоговым периодом такие штрафы не связаны.

— Действительно, понятие налогового периода связано именно с налогом, сроком его уплаты и по отношению к штрафам по ст. 126 НК РФ оно неприменимо. Кроме того, определить и конкретную дату совершения правонарушения по ст. 126 НК РФ также не представляется возможным. Полагаю, что в заявлении на возврат правильным будет в поле «Налоговый (расчетный) период (код)» указать 00.00.0000.

[2]

— Организация хочет зачесть часть суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения недоимки по НДС. А оставшуюся часть переплаты по налогу на прибыль — направить в счет будущих платежей также по НДС. Можно ли подать одно заявление о зачете переплаты с КБК налога на прибыль на КБК НДС?

— В заявлении о зачете, оформленном с целью погашения недоимки за счет переплаты, нужно ставить код 1. А в случае направления переплаты в счет будущих платежей — код 2. Поэтому в рассмотренной ситуации в налоговый орган необходимо подать два заявления с разными кодами.

— Екатерина Сергеевна, допустим, организация все-таки подала одно заявление о зачете с просьбой направить на погашение недоимки по НДС переплату по налогу на прибыль в сумме, превышающей размер этой недоимки. Налоговая инспекция проведет такой зачет?

— НК РФ не содержит условия о том, что сумма переплаты должна соотноситься с размером недоимки. Налогоплательщик может самостоятельно распорядиться имеющейся переплатой. Поэтому по причине несовпадения размеров переплаты и недоимки отказа в проведении зачета быть не должно. Соответственно, в результате такого зачета у организации появится переплата по КБК НДС.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога

Какой нормой НК разрешен зачет и между какими КБК он возможен в 2019 году?

Правила осуществления зачета переплаченных налогов описаны в ст. 78 НК РФ.

Откуда берется переплата и как ее выявляют, узнайте здесь.

По закону разрешено зачитывать налоги одного вида (при этом КБК и вид бюджета — получателя налоговых платежей роли не играют):

  • переплату по федеральному налогу (прибыль, НДС и др.) — в счет уплаты любого федерального налога;
  • переплату по региональному налогу (имущество, транспорт и др.) — в счет уплаты любого регионального налога;
  • переплату по местному налогу (например, земельному) — в счет уплаты этого налога.

Использовать зачетную процедуру возможно также в отношении переплаченных страховых взносов. С 2017 года допускается проводить зачет только внутри страхвзносов одного вида (например, переплату по взносам в ПФР разрешается зачитывать только в счет предстоящих платежей по ним же).

Чтобы провести зачет, вам необходимо позаботиться о направлении контролерам заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога. Как это сделать, расскажем в следующем разделе.

Заявление о зачете: форма и образец

Переплаченную в бюджет сумму может найти сам налогоплательщик или надзорный орган. Если первыми ее нашли контролеры, они вам обязаны об этом сообщить письменно в течение 10 дней со дня установления факта переплаты (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Читайте так же:  Отказалась от алиментов подать снова

Если же переплаченную сумму вы нашли самостоятельно, для проведения зачета нужно отправить налоговикам заявление. С 09.01.2019 года бланк заявления изменился. Теперь нужно использовать форму в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/[email protected]

О правилах оформления заявления на возврат налоговой переплаты читайт здесь.

Ниже представлен образец заполнения заявления.

Заявление рассматривается контролерами, а результат сообщается налогоплательщику:

  • в течение 10 дней с того дня, когда оно им поступило;
  • со дня подписания акта сверки по налогам (если сверка инициирована вами).

Ознакомьтесь с регламентированной формой ответа налоговиков также в редакции с 09.01.2019.

[1]

Зачет производится работниками той ИФНС, в которой вы зарегистрированы.

Чтобы зачесть переплаченные налоговые суммы, оформите заявление. После рассмотрения инспекторами заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога они примут соответствующее решение и сообщат вам о нем. Формы документов, участвующих в документообороте процедуры зачета, утверждены нормативными актами налогового ведомства. С 09.01.2019 их формы обновились.

О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.

— В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?
Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога отведены статьи 78 и 79 НК РФ соответственно. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных проводится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признаваемой впоследствии отсутствующей.

— Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?
Способ исполнения обязанности по уплате налога — самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом — правового значения не имеет.
Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда от 27.12.2005 № 503-О).
Излишне взысканными суммами могут быть те, которые уплачены налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налогового органа, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

— Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того, чтобы она считалась излишне взысканной?
Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа даже при отсутствии налоговой проверки и (или) требования об уплате налога (пеней, штрафа), может быть признана излишне взысканной.

— Можно ли считать дату получения справки о состоянии расчетов тем моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате?
Подобная справка является основой для начала отсчета срока только в том случае, если налогоплательщик впервые из нее узнал о переплате, которая ранее не могла быть выявлена другими способами.

— А если возникли разногласия по сумме переплаты?
Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать сверку также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Однако в результате сверки могут быть выявлены разногласия и составлен акт с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам. Такая ситуация требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.
Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не прерывают течение трехлетнего срока на обращение в суд за возвратом.

— Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?
Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако при наличии соответствующего заявления налогоплательщика проведение такого зачета не противоречит НК РФ.

— В какой форме представляется заявление о возврате?
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи.
С 1 июля 2015 года налогоплательщики-физические лица могут направить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) через Личный кабинет налогоплательщика, подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.
Письменное заявление может быть составлено в произвольной форме.

— Но ведь есть форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?
Действительно, приложениями 8 и 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (зарегистрирован в Минюсте 17.03.2017 № 46000) утверждены формы заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), используемые налоговыми органами при зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
Вместе с тем НК РФ не предусматривает представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. И отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.
Отметим, Приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/[email protected] утверждены рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме.

— При каких условиях налоговый орган может отказать в зачете (возврате) излишне взысканной суммы?
Из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ следует, что в принятии решения о проведении зачета (возврата) может быть отказано, если:

  • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида (с учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным — в счет региональных, по местным — в счет местных);
  • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
  • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимке по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам (следует обратить внимание, что у налогового органа есть возможность зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика);
  • заявление подано в налоговый орган по истечении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или со дня вступления в силу решения суда.
Читайте так же:  Какие автомобили попадают под налог

— Будут ли начисляться пени на недоимку по другому налогу при проведении зачета сумм излишне взысканного налога в счет ее погашения?
При зачете излишне взысканного налога в счет погашения недоимки, на основании статьи 75 НК РФ на сумму этой недоимки начисляются пени до момента принятия решения о зачете.
Здесь же обратим внимание на отличие процедур уточнения платежа, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 НК РФ и зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки. В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом, вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС России от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

— Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?
Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 65 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.
Кроме того, положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке, то есть, без обращения в суд. Вместе с тем обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, эта процедура — более короткая по времени: на принятие решения налоговому органу отводится, по общему правилу, 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.

— Представим, что налогоплательщик уплатил суммы, доначисленные по решению налогового органа, которое было принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Может ли налогоплательщик подать заявление в суд о возврате этих сумм без обжалования указанного решения?
Может. Оспаривание ненормативных актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога — это независимые процедуры. Так сказано в определении Верховного Суда от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143.
Когда налогоплательщик оспаривает решение по проверке, то суд решает вопрос о законности этого ненормативного правового акта. По результатам соответствующей процедуры возможно признание решения недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.
В том случае, если налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, то суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, в результате чего может быть уставновлена обязанность налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания этого акта недействительным.

— Излишне взысканные суммы возвращаются с процентами. Как начисляются такие проценты?
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.
Согласно письму ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/[email protected] для расчета процентов необходимо брать число дней в году, равное 360.
В настоящее время целесообразно при расчете суммы процентов использовать фактическое число дней в календарном году (365 или 366, если год високосный). Именно этот показатель отражен в постановлении Президиума ВАС от 21.01.2014 № 11372/13. При том, что рассмотренное дело касалось процентов, начисленных в соответствии со статьей 176 НК РФ за несвоевременный возврат возмещаемого НДС, выводы названного постановления распространяются и на статьи 78 и 79 НК РФ и используются в судебной практике в качестве универсального подхода.

— Означает ли отказ налогового органа в возврате по причине пропуска срока обращения в налоговый орган основанием для прекращения начисления процентов?
Нет. Срок обращения в налоговый орган не является пресекательным, то есть, не влечет потерю налогоплательщиком права на возврат суммы излишне взысканного налога. Налогоплательщик вправе обратиться за возвратом в суд.

— Предположим, налоговый орган зачел излишне взысканные суммы в погашение недоимки по соответствующим налогам. Будут ли начисляться проценты в этом случае?
Будут. Обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе при зачете (письмо ФНС от 21.09.2011 № СА-4-7/15431).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ.
Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивают налог и налогоплательщики, применяющие УСН.
Нормы, аналогичной той, что в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако в соответствии с письмом Минфина от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. В этом письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие у физического лица экономической выгоды при получении процентов и компенсационный характер процентов, то есть возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога.

Источники


  1. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  2. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  3. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
  4. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
Решение о зачете излишне уплаченного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here